Диона

Диаметр

Расстояние до Сатурна

377 415 км.

Диона — естественный спутник Сатурна. Диону открыл Джованни Кассини в 1684. Он назвал 4 открытых им спутника Сатурна «звёздами Людовика» в честь короля Франции Людовика XIV. Астрономы долгое время обозначали Диону как «четвёртый спутник Сатурна» (Saturn IV). Названа именем титана — сестры Кроноса (аналога Сатурна в греческой мифологии).

Диона обращена к Сатурну всегда одной стороной. Спутник Диона имеет два коорбитальных спутникаЕлену и Полидевк, запертые в той же гравитационной позиции. Диона также взаимодействует с двумя крупными спутниками Сатурна: Мимас и Энцелад и влияет на их орбиты.

Диона очень похожа на другой спутник Сатурна — Рею. Оба тела имеют схожие состав, альбедо и характеристики поверхности. У обоих спутников резко различаются ведущее и заднее полушария (такое деление обусловлено тем, что спутники всегда повёрнуты к Сатурну одной стороной и одно из полушарий «смотрит» в сторону движения спутника по орбите). Диона состоит преимущественно из водяного льда со значительной примесью каменных пород во внутренних слоях.

Ведущее полушарие Дионы сильно кратерировано и однородно по яркости. Заднее полушарие содержит тёмные участки, а также паутину тонких светлых полосок, являющихся ледяными хребтами и обрывами. Согласно данным «Кассини», некоторые из них имеют высоту в несколько сотен метров. Ряд полосок проходит через кратеры, что говорит о более позднем появлении обрывов. Ранее полагали, что светлые полосы вызваны криовулканизмом, но это оказалось не так.

На Дионе имеются сильно и слабо кратерированные области. Многие из наиболее кратерированных областей находятся на заднем полушарии спутника, в то время как, согласно расчётам, наибольшей метеоритной бомбардировке должно подвергаться ведущее полушарие. Возможно, когда-то Диона была развёрнута в результате удара крупного небесного тела. Судя по обилию крупных кратеров на Дионе, такой разворот мог происходить неоднократно. Однако её нынешняя ориентация существует в течение миллиардов лет, о чём говорит высокая кратерированность и светлый цвет ведущего полушария.

На Дионе кратеры не имеют таких высоких стенок и центральных горок, как на Луне и Меркурии. По-видимому, из-за пластичности льда детали рельефа сглаживаются в течение геологически значимых промежутков времени (аналогичные процессы идут также на Каллисто).

Диона имеет тонкую атмосферу, содержащую ионы кислорода с плотностью примерно в один ион на 11 см3.

Диона в астрономии