Европа

Диаметр

Расстояние до Юпитера

671 034 км.

Европа или Юпитер II — шестой спутник Юпитера, наименьший из четырёх галилеевых спутников. Обнаружена в 1610 году Галилео Галилеем и, вероятно, Симоном Марием в то же самое время. Спутник назван именем персонажа древнегреческой мифологии — дочери финикийского царя Тира, возлюбленной Зевса (Юпитера).

Европа и Ио подобны по составу планетам земной группы: они также главным образом состоят из силикатной горной породы. В отличие от Ио Европа сверху покрыта тонким слоем льда. Внутри Европа состоит из слоев с малым металлическим ядром в центре. Это самый маленький из галилеевых спутников. Однако масса Европы больше, чем у всех известных спутников в Солнечной системе, уступающих ей размерами, вместе взятых. Поверхность Европы по земным меркам очень холодная –190°C. Уровень радиации там очень высок, так как орбита спутника проходит через мощный радиационный пояс Юпитера.

Поверхность Европы нисколько не похожа на что-либо во внутренней Солнечной системе. Она чрезвычайно гладкая: было замечено лишь несколько особенностей рельефа высотой немногим более чем несколько сотен метров. Изображения поверхности Европы сильно напоминают изображения морского льда на Земле. Поверхность Европы состоит изо льда и является одной из самых гладких в Солнечной системе, на ней очень мало кратеров, но много трещин. Вся поверхность Европы испещрена множеством пересекающихся линий. Это разломы и трещины в её ледяном панцире. Некоторые из них опоясывают Европу почти полностью. Система трещин в ряде мест напоминает трещины на ледяном панцире Северного Ледовитого океана Земли. Возможно, что под поверхностью льда Европы находится уровень жидкой воды глубиной целых 50 км. Если это так, то Европа — единственное место в Солнечной системе помимо Земли, где жидкая вода существует в значительных количествах.

Орбита спутника почти круговая (эксцентриситет равен всего 0,009) и слабо наклонена к плоскости экватора планеты. Как и все галилеевы спутники, Европа всегда повёрнута к Юпитеру одной и той же стороной (находится в приливном захвате). В центре этой стороны Юпитер всегда находится прямо над головой. Через эту точку проведён нулевой меридиан Европы.

Атмосфера на Европе

Разреженная атмосфера Европы состоит в основном из молекулярного кислорода (O2), образовавшегося в результате разложения льда на водород и кислород под действием солнечной радиации и другого жёсткого излучения (лёгкий водород при столь низком тяготении улетучивается в космос). Кроме того, там обнаружены линии атомарного кислорода и водорода. Атмосферное давление на поверхности Европы примерно равно 0,1 мкПа (но не более одного микропаскаля), или в 1012 раз ниже земного. Атмосфера Европы очень изменчива: её плотность заметно меняется в зависимости от положения на местности и времени наблюдений.

В отличие от кислорода в атмосфере Земли, кислород Европы не биологического происхождения. Атмосфера формируется посредством радиолиза поверхностного льда (разложения его молекул под воздействием радиации). Солнечное ультрафиолетовое излучение и заряженные частицы (ионы и электроны) из магнитосферы Юпитера сталкиваются с ледяной поверхностью Европы, расщепляя воду на её составляющие — кислород и водород. Они частично адсорбируются поверхностью, а частично покидают её, образуя атмосферу. Молекулярный кислород — основной компонент атмосферы, поскольку у него длительный период жизни. После столкновения с поверхностью его молекула не остаётся на ней (как молекула воды или перекиси водорода), а улетает обратно в атмосферу. Молекулярный водород Европу быстро покидает, поскольку он достаточно лёгкий и при столь низком тяготении улетучивается в космос. Молекулярный водород, улетучивающийся с Европы, наряду с атомарным и молекулярным кислородом формирует тор (кольцо) газа вдоль орбиты спутника.

В наше время Европа рассматривается в качестве одного из основных мест в Солнечной системе, где возможна внеземная жизнь. Жизнь может существовать в подповерхностном океане, в окружающей среде, вероятно, похожей на земные глубоководные гидротермальные источники или антарктическое озеро Восток. Возможно, эта жизнь подобна микробной жизни в океанских глубинах Земли. В настоящее время не обнаружено никаких признаков существования жизни на Европе, но вероятное присутствие жидкой воды побуждает отправлять туда для более пристального изучения исследовательские экспедиции.

Европа в астрономии