Фобос

26,8 × 22,4 × 18,4 км.

Расстояние до Марса

9377,2 км.

7 ч. 39 мин.

Спутник Фобос – это внутренний (ближайший) и самый большой спутник Марса. Был открыт американским астрономом Асафом Холлом в 1877 году и назван в честь древнегреческого бога Фобоса (переводится как «Страх»), спутника бога войны Ареса. Фобос – это спутник-карлик. При этом, имея всего 22 км. в диаметре, это самый большой спутник Марса. Спутник находится настолько близко, что его невозможно наблюдать в любой точке Марса. Из-за такого расстояния его движение на горизонте занимает не больше семи часов. Фобос имеет неправильную форму и этим больше напоминает астероид, чем луну. На самом деле, некоторые астрономы считают, что Фобос когда-то на самом деле был астероидом, который попал в магнитное поле Марса. Другие находят и доказательства опровержения такой теории.

Период вращения Фобоса вокруг своей оси совпадает с периодом его обращения вокруг Марса, поэтому Фобос всегда повернут к планете одной и той же стороной.

Интересные факты о Фобосе

1. Фобос более ярок, чем 50 % известных в 1977 году спутников планет Солнечной системы.
  2. Предполагается, что упавший на Землю на территории НДРЙ в 1980 году метеорит Кайдун прилетел с Фобоса.
  3. Фобос каждые 100 лет становится ближе на 2 метра к поверхности Марса. Это делает его самым близким к своей планете спутником в Солнечной системе.

Фобос сильно покрыт кратерами. Самый большой кратер — Стикни диаметром 9 км, назван в честь жены Асафа Холла. Как и у Мимаса — спутника Сатурна с огромным кратером Гершель, удар который создал кратер Стикни должен был почти полностью разрушить Фобос. Кратер образовался в результате столкновения Фобоса с небольшим астероидом, возможно миллион лет назад, и это столкновение почти разрушило спутник. Также, на Фобосе была обнаружена система загадочных параллельных борозд возле этого кратера. Борозды на поверхности имеют менее 30 метров глубины и размером от 100 до 200 метров в ширину, а их протяженность иногда доходит до 20 километров в длину.

Фобос не имеет атмосферы, так как гравитация из-за малой массы весьма низка. Он один из наименее отражающих свет тел в Солнечной системе. По старой гипотезе Фобос, как и Деймос — это астероиды, образовавшиеся около 4,5 миллиардов лет назад в главном поясе астероидов, которые постепенно перемещаясь из внешней его части в сторону Солнца, впоследствии стали спутниками Марса. Захват Марсом сразу двух астероидов представляется маловероятным, поэтому возникла гипотеза, что Фобос и Деймос — это остатки расколовшегося надвое более крупного, единственного астероида, захваченного планетой. Однако, Фобос и Деймос обращаются вокруг Марса по круговым орбитам почти точно в плоскости экватора планеты, а их плотности нехарактерны для астероидов и настолько малы, что захват Марсом привёл бы к разрушению таких астероидов. Всё это опровергает гипотезу захвата астероидов.

Фобос в астрономии