Процион (Альфа Малого Пса) — самая яркая звезда в созвездии Малого Пса и одна из ярчайших звёзд в ночном небе. Процион является одной из вершин Зимнего треугольника. Процион имеет видимый блеск равный +0,4m. Процион состоит из двух звёзд, которые можно наблюдать без оптики. Имя второй звезды — Гомейза.
40 ЭриданаЕё название берёт начало от греческого Prokyōn, что в переводе означает «перед собакой», так как она предшествует «Собачьей звезде» Сириусу при движении по небосклону благодаря вращению Земли. Он появляется на небосклоне на 40 минут раньше, словно бежит впереди. Упоминания об этих двух «собачьих звёздах» встречаются в древней литературе. Они были объектами почитания в древнем Вавилоне и в Древнем Египте. Такое же научное название (Procyon, «пред-собака») имеет открытое европейцами впоследствии животное енот. Процион — одна из ближайших к Земле звёзд, удаленная от Солнечной системы на 3,5 парсека или 11,41 светового года.

Подобно Сириусу, Процион является двойной звездой. Основная звезда — Процион A, тусклый компонент (белый карлик) — Процион B.

Процион A

Процион А — желтовато-белая звезда спектрального класса F — ненамного больше и в 7,5 раза ярче, чем Солнце. Фактически, она слишком яркая, даже для её спектрального класса. Поэтому её относят к субгигантам. Это означает, что синтез гелия из водорода в её недрах уже закончен, и началось её расширение. Хотя звезда пока и не начала «краснеть», она продолжает увеличиваться, и в конечном итоге должна достигнуть размера в 80—150 раз превышающего настоящий, и в конечном итоге принять красный или оранжевый цвет. По некоторым оценкам, это должно произойти через 10—100 миллионов лет. Ожидается, что Солнце в конце своей жизни претерпит те же изменения.

Процион B

Процион B — тусклый белый карлик, удалённый от Проциона А на расстояние в среднем не более 16 астрономических единиц. Это приблизительно равняется расстоянию от Солнца до Урана. По своим характеристикам аналогичен белому карлику у Сириуса, однако его видимый блеск на земном небе равен +10,75m и отыскать его в любительские телескопы труднее. Масса Проциона В меньше, чем Сириуса В. Его существование было предсказано в 1844 году Ф. Бесселем на основе анализа векового движения Проциона A по небесной сфере. Открыт в 1896 году американским астрономом Д. М. Шеберле.

Процион в астрономии