Рея

Диаметр

Расстояние до Сатурна

527 068 км.

Рея — второй по величине спутник Сатурна. Рея была открыта Джованни Кассини в 1672 году. Кассини назвал 4 открытых им спутника Сатурна «звёздами Людовика» (лат. Sidera Lodoicea) в честь короля Франции Людовика XIV. Астрономы долго называли Рею просто пятым спутником Сатурна (Saturn V). Современное название спутника, дано в честь титаниды Реи — сестры Кроноса (аналога Сатурна в греческой мифологии).

Рея — ледяное тело со средней плотностью, равной 1,237±0,003 г/см³. Столь низкая плотность свидетельствует, что каменные породы составляют менее трети массы спутника, а остальное приходится на водяной лёд.

Поверхность спутника Рея

Рея по составу и геологической истории похожа на Диону. У обоих спутников ведущее и ведомое полушария заметно различаются (ведущее полушарие — то, которое всегда направлено в сторону движения спутника по орбите, так как осевое вращение синхронизировано).

Ведущее полушарие Реи сильно кратерировано и однородно светлое. Заднее полушарие содержит тёмные участки, а также сеть ярких тонких полосок. Первоначально полагали, что они образовались в результате выброса на поверхность воды или льда (например, в результате криовулканизма). Однако данные «Кассини» показали, что они, как и схожие (но более выраженные) образования на Дионе, представляют собой не выбросы вещества, а тектонические объекты, образовавшиеся от растяжения поверхности, — ледяные хребты и обрывы. Фотографии Реи, присланные «Кассини» в январе 2006, окончательно подтвердили гипотезу об обрывах.

Рея имеет участки с различной степенью кратерированности (в частности, в одних регионах нет кратеров диаметром свыше 40 км, а в других есть только такие). Это говорит о том, что поверхность спутника существенно переформировывалась на ряде участков в период после интенсивных метеоритных бомбардировок, происходивших в начале формирования Солнечной системы.

Рельеф кратеров сглаженный, так как лёд постепенно оплывает в течение геологически значимых промежутков времени.

Атмосфера Реи

Аппарат «Кассини» обнаружил, что Рея покрыта разреженной атмосферой, содержащей двухатомный кислород и углекислый газ. Её давление — несколько триллионных долей земного. Максимальная зарегистрированная концентрация газов составляла 50 млрд молекул кислорода и 20 млрд молекул углекислого газа на кубометр (с погрешностью 10 млрд молекул). Кислород, видимо, берётся из водяного льда на поверхности Реи, который расщепляется при бомбардировке ионами из радиационных поясов Сатурна (и, в меньшей мере, при облучении электронами и солнечным ультрафиолетом). Производительность этого процесса оценивают в 2,2×1024 молекул (около 120 грамм) O2 в секунду, количество кислорода в атмосфере — в (2,5±0,5)×1029 молекул (13±3 тонны), а среднее время существования в ней молекулы O2 — в 1 земные сутки. Происхождение углекислого газа менее понятно; он может высвобождаться из поверхностного льда или образовываться из содержащихся в нём веществ.

Рея в астрономии