У карликовой планеты Хаумеа имеется два спутника — Хииака и Намака. Каждый спутник был назван именем дочери Хаумеа, гавайской богини изобилия и деторождения. Хииака — богиня танца и патронесса Большого острова Гавайев, на котором расположен комплекс обсерваторий Мауна-Кеа. Намака — богиня воды и моря; она охладила лаву своей сестры Пеле, которая текла в море, превратив её в новый остров. По легенде, многие дети Хаумеа возникли из различных частей её тела.

Спутники были обнаружены в 2005 году во время наблюдений Хаумеа в обсерватории имени Кека. У спутников Хаумеа есть несколько необычных свойств. Считается, что они являются частью семейства Хаумеа (семейство транснептуновых объектов), которое сформировалось миллиарды лет назад из ледяных осколков после того, как большое столкновение разрушило ледяную мантию Хаумеа. На Хииаке, более крупном и более удалённом спутнике, определено большое количество чистого водяного льда на его поверхности — особенность, нечастая среди объектов пояса Койпера. У Намаки, приблизительно в десять раз меньшей по размеру, орбита с удивительной динамикой: она имеет необычный эксцентриситет и, вероятно, находится под большим влиянием другого спутника.

Хииака

Диаметр — 310 км.
Расстояние до Хаумеа 49880 км.
Хииака — первый из двух обнаруженных спутников карликовой планеты Хаумеа. Спутник Хииака, больший и ярчайший из двух спутников.

Намака

Диаметр — 170 км.
Расстояние до Хаумеа 25657 км.
Намака — меньший из двух спутников Хаумеа. Масса Намаки составляет десятую часть массы Хииаки. Спутник состоит предположительно в основном изо льда.

Карликовая планета Хаумеа, вероятно, почти полностью каменная, с поверхностным слоем льда; большая часть исходной ледяной мантии, как думают, была оторвана во время столкновения, что послужило причиной текущей высокой скорости вращения Хаумеа, и этот материал сформировал маленькие объекты семейства Хаумеа в поясе Койпера. Вероятно наличие большого количества спутников, меньших, чем Намака, но не обнаруживаемых на текущем уровне оборудования.

Так как столкновение, которое создало спутники Хаумеа, как предполагают, произошло в ранней истории Солнечной системы, за следующие миллиарды лет орбита должно постепенно перейти в более круглую орбиту. Текущие исследования наводят на мысль, что орбита Намаки возмущена орбитальным резонансом с более массивной Хииакой. Оба спутника постепенно удаляются от Хаумеа на своих орбитах из-за приливного ускорения. Спутники, возможно, входили и затем выходили из орбитального резонанса несколько раз; в настоящий момент они находятся или по крайней мере близки к резонансу 8:3. Этот резонанс интенсивно влияет на орбиту Намаки, у которой текущая прецессия составляет ~20°.

Спутники Хаумеа слишком тусклые, чтобы их можно было наблюдать в телескопы с апертурой меньше двух метров, хотя у самой Хаумеа звёздная величина 17,5m, что делает её третьим по яркости объектом пояса Койпера после Плутона и Макемаке, и легко заметной в большой любительский телескоп.

Спутники Хаумеа