Тритон

Диаметр

Расстояние до Нептуна

Температура

-235°C

Тритон — самый крупный из спутников Нептуна, был обнаружен британским астрономом Уильямом Ласселом 10 октября 1846 года. И был открыт спустя две недели после открытия самой планеты. Несмотря на раннее открытие, он не получал своего нынешнего названия в течение многих лет. Имя было предложено в 1880 году. Спутник был назван в честь древнегреческого бога Тритона, сына Посейдона.

Тритон вращается вокруг Нептуна в обратном направлении по орбите, наклоненной на 23° к экваториальной плоскости планеты. Необычность орбиты наводит на мысль о том, что Тритон не образовался вместе с Нептуном, а был им захвачен из пояса Койпера. Масса Тритона составляет 99,5% от суммарной массы всех известных на данный момент спутников Нептуна. Таким образом, все остальные спутники имеют очень незначительную массу. Это единственный крупный спутник в Солнечной системе, движущийся в обратном направлении. Ещё одна особенность орбиты Тритона — она представляет собой почти правильную окружность.

Атмосфера Тритона

Тритон — одно из самых холодных тел в Солнечной системе. Как и на Плутоне, на Тритоне азотные льды покрывают около 55% поверхности, 20-35% приходится на водяной лёд и 10-25% на сухой лёд. Также поверхность Тритона (в основном в южной полярной шапке) покрыта незначительными количествами замёрзших метана и угарного газа — 0,1% и 0,05% соответственно. Вокруг спутника имеется сильно разреженная атмосфера толщиной около 10 км, которая состоит из азота с небольшой примесью метана. Астробиологи также считают, что Тритон может иметь воду под своей ледяной поверхностью. Атмосферное давление, измеренное Вояджером-2 в 1989 году у поверхности, колебалось в пределах от 15 до 19 микробар, что составляло примерно 1/70000 от давления земной атмосферы на уровне моря. Однако последнее исследование атмосферы Тритона, проведённое в марте 2010 года, показало, что значение атмосферного давления возросло почти в четыре раза с 1989 года и в настоящее время равно 40-65 микробар. Прогревание южного полушария Тритона приводит к тому, что тонкий поверхностный слой замерзших азота, метана и моноксида углерода возгоняются, переходят в газообразное состояние и увеличивают толщину и плотность атмосферы. Считается, что ранее Тритон имел более плотную и мощную атмосферу.

Турбулентность на поверхности Тритона создаёт тропосферу высотой до 8 километров. Полосы на поверхности Тритона, возникающие благодаря шлейфам гейзеров, позволяют предположить, что на Тритоне существует сезонные ветра, способные приводить в движение частицы вещества размером до микрометра. В отличие от других атмосфер, у Тритона отсутствует стратосфера, но есть термосфера высотой от 8 до 950 км и далее экзосфера. Из-за солнечной радиации и магнитосферы Нептуна температура верхних слоёв атмосферы составляет 95±5 К, что выше, чем на поверхности спутника. Дымка, пронизывающая атмосферу Тритона, считается состоящей в основном из углеводородов и нитритов из-за солнечной радиации, нагревающей метановые льды, тем самым заставляя газ испаряться. На высоте 1-3 км также присутствуют азотные облака протяжённостью около 100 км.

На Тритоне обнаружены разнообразные формы рельефа, свидетельствующие о его геологической активности в прошлом. Трещины шириной 30 км и длиной до 1 000 км пересекают его поверхность. Еще одна особенность — области, рельеф которых напоминает сетку на кожуре дыни. Она так и называется — Местность дынной корки (Cantaloupe terrain). Подобного нет ни на одном из планетных тел. Эти участки покрыты ячейками поперечником 20-30 км, которые окружены валами высотой 300 метров. На поверхности Тритона мало ударных кратеров, что говорит о геологической активности спутника. По мнению ряда исследователей, возраст поверхности Тритона не превышает 100 млн лет. Азот, пробиваясь сквозь отверстия во льду, выносит пылевые частицы на высоту до 8 км, откуда они, снижаясь, могут распространяться шлейфами на расстояния до 150 км. Все они тянутся в западном направлении, что говорит о существовании преобладающего ветра. Источники энергии и механизм действия этих выбросов ещё непонятны, но то, что они наблюдаются в широтах, над которыми Солнце находится в зените, позволяет предположить влияние солнечного света.

Тритон в астрономии