Пояс Койпера — это дискообразная область ледяных объектов за орбитой Нептуна – в миллиардах километрах от нашего Солнца. Пояс Койпера и еще более далекое Облако Оорта, как полагают, являются домом для комет, вращающихся вокруг Солнца.

Пояс Койпера

В 1992 году астроном Дэвид Джевитт обнаружил объект 1992 QB1 за пределами Солнечной системы. В течение следующих пяти лет он обнаружил еще 40 – 50 подобных объектов. К середине 2016 года число найденных объектов составило 2000. Область обнаруженных объектов получила название «Пояс Койпера». Учёные на данный момент не знают, где он заканчивается. Не знают, что происходит на наружном крае пояса Койпера и где он находится, но знают, что он очень далеко: некоторые открытые объекты пояса Койпера имеют необычные орбиты, которые в 2000 раз больше, чем расстояние между Землей и Солнцем. Несмотря на то что объектов пояса Койпера очень много, учёные обнаружили, что их масса довольно мала и равна только 10% от массы Земли или 2/3 Луны. Это было загадкой: как формируются эти тела, если у них такая маленькая масса? Эти тела растут очень медленно. Модели малой массы пояса Койпера стали горячей темой. Они были основаны на идее, что пояс Койпера был гораздо более массивным, когда начал формироваться, — в 20 или 40 раз массивнее Земли. Но большая часть массы была потеряна.

Предполагают, что всего в поясе Койпера имеется около 500 тысяч астероидов размером более 30 км. По площади пояс Койпера в полтора раза превышает ту часть Солнечной системы, вокруг которой он расположен, то есть ограниченную орбитой Нептуна. Более 90% новых объектов движутся по почти круговым «классическим» орбитам, расположенным на расстояниях от 30 до 50 астрономических единиц от Солнца. Поэтому очертания пояса Койпера имеют вид толстого бублика, в пределах которого движутся тысячи небольших небесных тел. На расстоянии примерно 48 а. е. от Солнца плотность пояса Койпера резко падает. Пока отсутствуют причины, объясняющие, почему пояс не может простираться дальше этого барьера Койпера. Астрономы не могут определиться с тем, действительно ли это уже край или всего лишь широкий интервал, в котором может находиться еще один существующий мир — так называемая планета X.

Крупнейшие объекты пояса Койпера

Начиная с 2000 года число объектов пояса Койпера с диаметрами от 500 до 1200 км (около половины диаметра Плутона) стало быстро возрастать. Это постепенно привело к пониманию Плутона как одного из самых крупных, но по сути рядового члена пояса Койпера.

Эрида – плутоид

Диаметр — 2330 км.
Расстояние до Солнца 14,61 млрд. км.
Ранее была известна под названием Ксена (Зена). Большой эксцентриситет орбиты у Эриды приводит к регулярным изменениям на её поверхности и даже к бегущим через всю карликовую планету газовым течениям.

Плутон – плутоид

Диаметр — 2390 км.
Расстояние до Солнца 5,9 млрд. км.
Первоначально он считался планетой, но был переклассифицирован как карликовая планета. В честь Плутона подгруппу из известных на данный момент карликовых планет, обращающихся за орбитой Нептуна, называют «плутоидами».

Макемаке – плутоид

Диаметр — 1500 км.
Расстояние до Солнца 6,9 млрд. км.
Со времени возникновения Солнечной системы ледяная планета четко следует по своему пути, не подвергаясь влиянию Нептуна.

Хаумеа – плутоид

Диаметр — 1500 км.
Расстояние до Солнца 7,7 млрд. км.
Хаумеа имеет сильно вытянутую форму. Возможно, этот «волчок» пояса Койпера родился в результате столкновения двух небесных тел.

Харон – спутник Плутона

Диаметр — 1207 км.
Расстояние до Солнца 5,9 млрд. км.
Харон — спутник Плутона. Он имеет большие размеры и всего в 2 раза меньше по диаметру своего хозяина. Ни один спутник в Солнечной системе не обладает таким размером по отношению к своей планете.

Квавар – карликовая планета

Диаметр — 1100 км.
Расстояние до Солнца 6 млрд. км.
Орбита Квавара — почти круговая. Ее эксцентриситет (мера вытянутости эллипса) меньше 0.04, что означает, что его расстояние до Солнца меняется меньше, чем на 8%. В этом он сильно отличается от Плутона, эксцентриситет которого в 6 раз больше.

Орк – карликовая планета

Диаметр — 946,3 км.
Расстояние до Солнца 5,8 млрд. км.
Орбита Орка весьма напоминает по параметрам орбиту Плутона. Интересно, что Орк всегда находится на противоположной стороне орбиты по отношению к Плутону. В связи с этим, Орк иногда называют «Анти-Плутон».

Варуна – карликовая планета

Размеры — 859 × 453 км.
Расстояние до Солнца 6,4 млрд. км.
Варуна имеет вытянутую форму. Варуна классифицируется как классический транснептуновый объект и следует по почти круговой орбите.

Иксион – карликовая планета

Диаметр — 650 км.
Расстояние до Солнца 5,9 млрд. км.
Как и Плутон, Иксион находится в орбитальном резонансе 2:3 с Нептуном (делает два оборота вокруг Солнца за то же время, которое необходимо Нептуну для трёх оборотов).

Пояс Койпера не следует путать с гипотетическим облаком Оорта, которое расположено в тысячи раз дальше. Объекты пояса Койпера, как и объекты рассеянного диска и облака Оорта, относят к транснептуновым объектам.

Пояс Койпера